Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Финансы
  • Святые петр и феврония. Презентация - Семья и семейные ценности «Пётр и Феврония Муромские - образец семейных отношений Презентация на тему петр и феврония

Святые петр и феврония. Презентация - Семья и семейные ценности «Пётр и Феврония Муромские - образец семейных отношений Презентация на тему петр и феврония

Слайд 2

Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом. Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)

Слайд 3

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIIIв. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. причислены к лику святых. Но произведение не было включено в сборник

Слайд 4

Автор пытается решать современные ему проблемы:1. как правитель должен относиться к своим подданным;2. кто такие бояре и крестьяне;3. как приходит в этот мир зло, можно ли с ним бороться;4. есть ли у зла свои служители?

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Жанровое своеобразие повести

Сказка? Житие? Повесть?

Слайд 15

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.

Слайд 16

ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.

Слайд 17

ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Слайд 18

Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). Волшебные помощники (например, Агриков меч). Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). Сказочные черты

Слайд 19

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои. Необычная смерть и посмертные чудеса. Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д. ЧЕРТЫ ЖИТИЯ

Слайд 20

1.Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.2.Герои повести – реальные люди.3.Детали.4. На первый план выдвигается личность крестьянки.5.Тема социального неравенства.6.История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Черты повести

Слайд 21

Слайд 22

Жанр «Повести…» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с житием. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умения автора обобщать различные явления жизни, позволяет рассматривать «Повесть…» как начальную стадию развития жанра ВЫВОД: Бытовой повести

Слайд 23

Рака с мощами

  • Слайд 24

    В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

    Слайд 25

    Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя – символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». ЯРОСЛАВЛЬ

    Слайд 26

    Дата открытия: 14 октября 2009 г. Место установки: в Преображенском парке Абакана рядом с Преображенским собором. Скульптор: Константин Зинич. Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии – в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым. Скульптор Константин Зинич постарался не просто изобразить святую княжескую чету, а показать торжество духовного начала в супружестве. Памятник Петру и Февронии отлит из бронзы, высота бронзовых фигур достигает 2,6 метра, вместе с постаментом – около 4 метров. АБАКАН

    Слайд 27

    Дата открытия: 8 июля 2008 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: перед зданием муромскогоЗАГСа. Скульптор: Николай Щербаков. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви - мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки. МУРОМ

    Слайд 28

    АРХАНГЕЛЬСК Дата открытия: 28 июня 2009 г. Место установки: на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов – в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

    Слайд 29

    Дата открытия: 5 июля 2009 г. Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов. Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». УЛЬЯНОВСК

    Слайд 30

    Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на площади перед зданием сочинского ЗАГСа. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота – 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Уже сейчас в Сочи складывается традиция среди молодых людей делать предложение руки и сердца у памятника Петру и Февронии. СОЧИ

    Слайд 31

    ОМСК БИЙСК ИРКУТСК САМАРА

    Слайд 32

    Использованные источники 1.Энциклопедия для детей. Е. 9. Русская литература. Ч. 1./ Главн. Ред. М. Д. Аксёнов. – М.: Аванта+, 1998.2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998.3. www.petr-fevronia.ru 4. www.zlatoriza.ru

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Петр и Феврония Муромские

    Петр и Феврония - русские православные святые. Почитаются в России как покровители семьи и брака. Их супружеский союз считается образцом христианского брака. Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых. Днём их памяти является 25 июня (8 июля); 25 декабря 2012 года Священный Синод установил ещё одно празднование святым - в воскресенье перед 6 (19) сентября (перенесение их мощей в 1992 году).

    Повесть о Петре и Февронии Муромских - одна из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария некто Ермолай Прегрешный. Именно из этой повести происходят почти все данные о Петре и Февронии. По мнению исследователей, в произведении объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини - Февронии.

    Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской литературы, памятником агиографической литературы. Создана в середине 16 века писателем – публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий

    По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней.

    Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

    В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

    Памятники Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» в российских городах устанавливаются с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

    Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

    7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

    К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

    Так описывает «Повесть» приближение кончины князя и княгини: «В то время когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго мужу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха… И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня… Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которых они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе…»

    Святые Петр и Феврония










    МОЛИТВА святым благоверным князю Петру и княгине Февронии О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.








    Княгиня выведывает у змея тайну
    его смерти и сообщает об этом мужу.
    Княгиня открывается мужу -
    князю Павлу. Он советует ей
    выведать у змея тайну его смерти.

    Князь Павел призывает к себе
    своего брата Петра и рассказывает
    ему о тайне змеевой смерти.
    В Крестовоздвиженском храме
    князю Петру является отрок и
    показывает Агриков меч, лежащий
    в расщелине алтарной стены.

    Князь Петр показывает меч
    брату и является на поклон
    к снохе.
    Князь Петр обнаруживает, что под
    видом мужа к княгине явился змей.

    Князь Петр на одре болезни.
    Предстоящие рассказывают ему
    о Рязанской земле, славящейся
    своими врачами.
    Князь Петр убивает змея.

    Князя Петра везут на поиски
    врачей в Рязанскую землю.
    Слуга князя Петра приходит
    в дом к деве Февронии.

    Князя Петра привозят в дом
    к деве Февронии, которая
    соглашается исцелить его,
    если он станет ее мужем
    Слуга рассказывает князю Петру
    о деве Февронии.

    Князь Петр посылает к Февронии
    сказать о своем согласии.
    Феврония передает сосуд со
    снадобьем и объясняет, как
    получить исцеление.

    Дева Феврония, получив лен,
    повелевает слуге снять с печи
    поленце, отрубить «утинок» и
    передать князю Петру, чтобы он
    изготовил из него ткацкий станок.
    Князь Петр, испытывая мудрость
    Февронии, посылает ей пучок льна,
    чтобы она изготовила из него
    сорочку, порты и убрусец.

    Князя Петра помазывают в бане
    снадобьем, присланным Февронией.
    Князь Петр посылает сказать
    Февронии о невозможности исполнить
    ее задание. Феврония отвечает
    князю тем же.

    Князь Петр уезжает в Муром
    и снова заболевает.
    Исцеленный князь Петр посылает
    Февронии дары, которые она
    не принимает.

    Исцеленный князь Петр увозит
    Февронию в Муром, где они сидят
    на пиру с князем Павлом и его супругой.
    Князь Петр возвращается
    к Февронии и вновь просит
    об исцелении, дав слово,
    что возьмет ее в жены.

    Преставление князя Павла.
    Боярин обвиняет княгиню Февронию
    в бесчинном поведении за трапезой.
    Князь Петр испытывает ее.

    На пиру бояре предлагают княгине
    Февронии удалиться из муромских
    пределов. Взамен предложенного
    откупа она выбирает своего мужа.
    Бояре жалуются князю Петру
    на Февронию, так как их жены
    не хотят, чтобы она над ними
    господствовала.

    Кручина князя Петра об оставленном
    отечестве и чудо о благословленных
    Февронией срубленных деревцах,
    выросших и распустившихся за ночь.
    Отправившаяся в изгнание княгиня
    Феврония обличает некоего
    человека в блудных помыслах.

    Бояре призывают Петра и Февронию
    вернуться на княжение.
    Междоусобица в Муроме.

    Возвращение Петра и Февронии
    в Муром и их благочестивое
    Правление.
    Петр и Феврония повелевают
    изготовить себе единый гроб.

    Петр посылает сказать Февронии,
    вышивающей воздух, что умирает.
    Она просит его подождать, пока
    не закончит работу.
    Иноческий постриг Петра и Февронии.

    Одновременное преставление
    Петра и Февронии.
    Петр снова посылает к Февронии
    сказать, что ждать уже больше
    не может.

    Положение усопших Петра и
    Февронии в отдельные гробы.
    Поставление гробов с телами Петра
    и Февронии в разные церкви.

    Разнесение тел Петра и Февронии
    по отдельным гробам.
    Обретение тел Петра и Февронии
    в едином гробе.

    Мощи прославленных Петра и
    Февронии во едином гробе. Их
    молитва ко Господу за град
    Муром и всех христиан.
    Вторичное обретение тел святых
    Петра и Февронии в едином гробе.
    Богослужения и исцеления у их мощей.

    Церковь Троицы,
    где хранятся мощи
    святых
    Петра и Февронии
    Муромских.
    Построена в
    1642-1643 гг.

    Здесь находится гроб
    с мощами
    Петра и Февронии
    Муромских.
    Жить в любви и
    верности помогают
    Святые чудотворцы
    Петр и Феврония.

    - Но разве всегда Петр поступал по совести?
    Разве не вызывал он у вас осуждения?
    - Так почему же автор делает Петра главным
    героем?
    - Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини
    выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?
    - Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?
    Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.
    Мудрая жена устроит дом свой,
    а глупая разрушит его своими руками.
    - Можем ли мы подтвердить эти изречения текстом?

    СКАЗКА
    ЖИТИЕ
    ПОВЕСТЬ
    Сказка - произведение устного
    Житие (в переводе с церковно-
    По́весть - прозаический
    народного творчества
    вымышленных событиях,
    участием волшебных,
    фантастических сил.
    славянского – «жизнь») – описание жизни
    святых, их деяний.
    Жития имели определенную структуру.
    жанр, тяготеющий
    к хроникальному сюжету,
    воспроизводящему
    естественное течение жизни.
    - Повесть написана в форме жития, но нет
    традиционного для житийного жанра построения
    произведения (начало не соответствует
    житийному зачину, испытания,
    через которые проходят Петр и Феврония,
    им посылает не дьявол, а создает зависть людей;
    лишь финал – классический образец жития).
    По́ весть - прозаический жанр,
    тяготеющий
    к хроникальному сюжету,
    воспроизводящему естественное
    течение жизни.



    - Автор прославляет святых, создавая идеальные
    образы.
    - Достоверность «Повести…»
    придают названия конкретных
    мест действия (город Муром,
    Рязанская земля, село Ласково).
    - Первая часть «Повести…» похожа на
    волшебную сказку о змее-искусителе,
    вторая – на сказку о мудрой деве.
    - Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную
    минуту обращаются к Богу.
    - Герои повести – реальные люди.
    (Петр и Февронья княжили в
    Муроме в начале 13 века, умерли в
    1228 году).
    - Необычная смерть и посмертные чудеса
    (пророчески предсказали свою смерть, умерли в
    один день и час, не расстались после смерти; на
    месте их погребения верующие люди получают
    исцеление от самых тяжких недугов).
    - В центре произведения - образ
    простой крестьянской девушки,
    которой приходится пройти через
    серьезные реальные испытания.
    о
    с
    - Сказочный зачин: «Есть в Российской
    земле город… в нем правил князь по имени
    Павел»
    -Не указано точное время, оно
    отсчитывается от последнего события:
    «через год», «через день»,
    «на следующее утро».
    - Есть волшебные вещи: агриков меч.
    - Добро побеждает зло (Пётр победил
    змия).
    - Загадки и хитроумные испытания.
    - Постоянные эпитеты (лукавый змей,
    блаженный князь, мудрая дева);
    - повторы (два раза исцелялся, три раза
    посылал к жене перед смертью).
    ЖИТИЙНАЯ ПОВЕСТЬ
    С ЭЛЕМЕНТАМИ НАРОДНОСКАЗОЧНОГО ХАРАКТЕРА
    - В повести отражен один из
    острейших конфликтов XVI века история рвущихся к власти бояр,
    перебивших друг друга в
    междоусобице.

    - В чем основное значение «Повести…»?
    Какие жизненные ценности
    утверждаются в ней?
    Жизнь по заповедям Божьим,
    осознанное желание человека творить добро,
    любовь и верность –
    ценности, над которыми не властно время.

  • Лучшие статьи по теме